Екатерина Сенкевич: «Творчество буквально прет из меня. Когда я живу в состоянии творческого потока, я ощущаю пульс жизни»

Люди

Екатерина Сенкевич — певица и преподаватель по вокалу, сочиняет музыку и поэзию, член союза композиторов Беларуси. Создает различные творческие проекты, коллаборации. Екатерина — человек искусства, которая тонко чувствует современный мир и пытается на него влиять с помощью своего творчества. Давайте узнаем, как она это делает.

— Екатерина, когда в Вашу жизнь впервые вошла музыка?

С раннего детства я знала, что буду музыкантом. Рассказывала всем, что мечтаю стать певицей. А еще говорила, что буду учиться в обсерватории (так я называла консерваторию).

Когда я в первый раз попала на концерт классической музыки и услышала звучание живого оркестра и вокалистов, я была поражена. Как будто эти звуки были мне давно знакомы. Они завораживали мое сознание и уносили в какую-то иную реальность. Удивительно, что через много лет я стала петь именно в том коллективе, который открыл мне звучание живой музыки. Честно, я до сих пор испытываю тот первозданный трепет, когда слышу, как начинают играть инструменты.

— Когда Вы впервые сами начали сочинять музыку? Как это произошло?

Мне повезло учиться в школе у гениального преподавателя сольфеджио, Лапиной Натальи Николаевны. Она учила нас слышать и понимать музыку, ее образы, эмоции, структуру. Она развивала в нас чуткий музыкальный слух. Именно Наталья Николаевна рассказала мне, что можно самому писать музыку.

Для меня это было очень важно, потому что уже тогда я слышала музыку внутри себя и не знала, как ее освободить. Где-то с восьми лет я начала сочинять.

Это были песни. Я играла в певицу, выпускала свои альбомы (альбомы для рисования, где я карандашами выводила песни). Но осознанно я вернулась к написанию музыки в колледже. Там в 17 лет я написала пьесу “Ожидание” для соло цимбал, которая стала одним из самых исполняемых моих произведений и звучала уже во многих странах мира.

— Екатерина, расскажите, пожалуйста, где вы учились? Есть ли существенная разница в подходах в обучении музыке у нас и за рубежом?

Изначально я прошла классический путь музыканта в нашей стране: музыкальная школа, колледж, Академия музыки. Одно различие только в том, что я никак не могла найти свой путь. В школе врачи запрещали мне петь и говорить, потому что обнаружили у меня узелки на связках. Поэтому я пошла учиться в колледж как исполнитель-инструменталист.

До третьего курса Академии музыки я играла на баяне. Но прекрасно понимала, что это все не мое. Параллельно занималась с педагогами по вокалу и композиции. Когда заниматься не своим делом стало уже невыносимо, я рискнула и попробовала поменять факультет. Это был уникальный случай, который потом повторило всего несколько человек. С третьего курса народного факультета я перевелась на третий курс композиторского. За год экстерном сдала три курса композиторской программы и закончила уже как композитор и дирижер камерного оркестра.

Но желание петь было сильнее диплома и квалификации. Я снова рискнула и прослушалась как вокалистка в музыкальную капеллу Сонорус. И, о чудо, меня взяли!

Понимая, что я попала в профессиональный коллектив, и нужно соответствовать его уровню, я ходила от педагога к педагогу. И это было лучшее решение в моей жизни! Я получила практическое вокальное образование, выбирая только лучших педагогов.

Также важным решением стало пойти обучаться в международную программу Profty, где со мной работали ведущие мастера вокальной индустрии — Грег Энрикес (педагог по вокалу Селин Дион и других мировых звезд), Ронда Карлсон (актерское мастерство) и Моних Томас (педагог по стилю).

В РБ я продолжаю работу над своим голосом и посещаю уроки оперного вокала у солистки театра оперы и балета Нины Владимировны Шарубиной. Ее школа позволяет найти свободу голоса, звучать мягко и при этом мощно. Практикующему вокалисту важно постоянно поддерживать себя в форме и совершенствоваться как в теории, так и в практике. Поэтому важно выбирать концертирующих педагогов, а не тех, кто занимается только в классе.

Если сравнивать обучение в нашей стране и зарубежные программы, то я бы отметила мощную научную базу, на которую опираются зарубежные педагоги. В Европе и Америке каждый стремиться к методологическим открытиям, научным исследованиям в области методики и исполнительства. В нашей стране все-таки больше педагоги сконцентрированы на практике.

Для себя я вижу такой выход — найти баланс теории и практики. Поэтому я активно изучаю современные вокальные методики и стремлюсь взять практические навыки как у зарубежных педагогов, так и у отечественных.

— Участвовали ли Вы в каких-либо конкурсах?

Я не люблю конкурсы. От слова совсем. Вообще дух соперничества мне чужд. И сравнивать творческих людей, по мне, это вообще как-то неестественно. Я участвовала в конкурсах и фестивалях. Даже получала какие-то места. Но ситуация, когда меня оценивают, сильно напрягает.

Думаю, творчество существует на Земле для того, чтобы дарить радость и помогать людям проживать свои эмоции, выходить на новый уровень. Для меня важнее уникальность, чем превосходство.

— Вы пишете музыку и стихи, поете и обучаете вокалу, организуете перформансы. Скажите, какое занятие у Вас самое любимое? Какими проектами Вы гордитесь?

Да, творчество буквально прет из меня. Я не знаю, как это происходит. Но когда я живу в состоянии творческого потока, ощущаю пульс жизни.

Мне сложно выделить какое-то одно любимое направление. Возможно, это создание авторских песен. Когда внутри слишком много того, что невозможно осознать и прожить, я переключаюсь в мир идей и там нахожу образы и звуки, которые помогают мне выразить все, что я чувствую. Иногда для этого мне нужно сделать проект, записать альбом песен, собрать вокруг себя творческих людей для коллаборации, выступить с благотворительным концертом. Такой движ дает ощущение, будто я наконец-то выговорилась.

Например, в 2021 году мы сделали проект в Национальном центре современных искусств МОЙ.АРХЕО.АВАНГАРД, материалы для которого копились во мне около пяти лет. Мы объединили музыку, поэзию, искусство фотографии и перформанса, а также для нашего проекта была создана уникальная коллекция головных уборов от дизайнера Марины Скрабовской. Этот проект — моя любовь и гордость. Чувствую, что мы сделали что-то по-настоящему уникальное.

Также я очень люблю сотрудничать с волонтерской организацией БГУКИ СЛОН под руководством Анжелики Петровны Байко. Вместе мы поставили мою авторскую музыкальную сказку “Чудо на Рождество” при участии детей из различных интернатов. Еще я написала гимн для инклюзивного модного показа “Цветные сны”. Проекты, где участники от чистого сердца дарят свое творчество другим людям, которым не очень повезло в жизни, мне дарят настоящие крылья.

Что Вас больше всего вдохновляет в Вашей работе?

Однажды Ольга Янум, дирижер коллектива, в котором я сейчас работаю, сказала потрясающую вещь: “Мы, музыканты, самые счастливые люди на земле, потому что музыка — это осколок Рая в нашем приземленном мире. И у нас есть возможность быть причастными этой красоте.” Знаете, я чувствую приблизительно то же самое. Мы постоянно работаем на очень высоких вибрациях. Меня вдохновляет и радует то, что я стала музыкантом.

Также мне нравится возможность через творчество быть одновременно в нескольких местах. Когда разные произведения одновременно могут исполнять в нескольких городах абсолютно незнакомые тебе люди. И частичка автора есть везде. Это очень интересное ощущение.

Удивительно, но сейчас в мою жизнь стало приходить все больше учеников, которые чувствуют такой же голос музыки внутри себя. Я помогаю им выразить и грамотно оформить свое творчество. И это тоже приносит мощный заряд вдохновения.

Екатерина Сенкевич вместе со своей ученицей по вокалу Дианой Каленик

— Екатерина, как вы сочиняете корпоративные песни и гимны? Как это вообще происходит?

О, это очень интересный процесс. Сначала я изучаю компанию и ее продукт, а также музыкальный вкус и предпочтение заказчика. Потом важно найти образ, метафору. Поэтизировать то, что делают люди. Найти и красиво упаковать суть их работы, миссию. То есть я нахожу скрытые смыслы, помогаю людям по-новому взглянуть на то, что возможно уже стало для них рутиной.

Затем идет работа над текстом, хотя часто ко мне приходят текст и мелодия одновременно. После нескольких согласований с заказчиком я делаю демо. Если все нравится, записываем трек.

— Вы учите не только петь, но и владеть своим голосом. Скажите, как такой навык может помочь в карьере?

Да, я буквально недавно заинтересовалась темой развития речевых навыков. Меня пригласили провести несколько мастер-классов по речи, и я поняла, что мой опыт может быть очень полезен людям. Я нашла свой ключик в работе над голосом — через речевой вокал и народные песни. А еще если позволяет время, мы создаем с участниками мастер-класса совместный арт-объект. Сотворчество — мощный инструмент по раскрепощению и прокачке креативности. Голос в этом процессе — инструмент проявления себя. Если человек хочет, чтобы его услышали, он должен заговорить.

Качество и харизма речи — это большой процент успешного позиционирования и проявления себя в любом виде деятельности.

— Екатерина, где Вы находите идеи? Что Вас вдохновляет на творчество?

Мир идей я чувствую как некое метафизическое пространство. Туда можно периодически подключаться и черпать оттуда все необходимое. Это как электричество. Чтобы зарядить телефон, например, нужен переходник, блок питания и розетка, где есть источник электричества. Для того, чтобы подключиться в мир идей, мне нужно сосредоточиться, потом отключиться от внешнего мира, войти в эмоционально-чувственную сферу. Там происходит приблизительно то, что показано в сериале “Шерлок” с Бенедиктом Камбербэтчем. Так называемые “чертоги разума”. Я называю это — “чертоги вдохновения”.

Главное знать, что ты хочешь там найти. Когда влезаешь туда просто из интереса, можно найти идеи из чужих сфер. Я, например, еще за пять лет до появления Power Bank предложила брату создать такую штуку, с помощью которой можно дозаряжать телефон и носить с собой. Брат у меня технарь, всю жизнь что-то паяет. Я еще кучу технических идей ему кидала, которые через 5-7 лет приходили в нашу реальность. Он только пожимает плечами и удивляется. А мог бы уже кучу денег заработать!

Однако самая интересная связь с миром идей у меня была в детстве. Тогда я точно поняла, что многие имеют туда доступ. Я была у бабушки в деревне. Это 90-е, глушь, тишина. Я ходила по деревне и напевала песню, которую только что сочинила. И так она мне нравилась: и мелодия, и слова. А потом через месяц приехала в город и увидела по телевизору клип Киркорова, который пел песню практически идентичную моей. Я не понимала тогда, как это произошло. Разница была буквально в несколько слов, а мелодия нота в ноту та же самая. Чудеса)

Мне кажется, что процесс поиска вдохновения довольно простой. Нужны яркие эмоции и переживания, путешествия, общение с интересными людьми. Конечно, важно постоянно находиться в гуще событий современного искусства, посещать концерты, выставки, спектакли. А потом необходимо только время и тишина для того, чтобы реализовать те идеи, которые уже пришли.

Иногда мне кажется, что жизни не хватит, чтобы реализовать все задуманное.

— Екатерина, как часто Вы сталкиваетесь с обесцениванием в жизни? Как это происходит?

Говорят, что обесценить можно только то, что ценно. С ощущением своей самоценности в нашем обществе, я считаю, есть большие проблемы. Меня всегда удивлял этот факт, отголоски социалистического прошлого. Есть некая негласная установка — не высовывайся, не выпендривайся, будь как все. Так называемый эффект “ведра к крабами”. Любой краб свободно может выбраться из ведра. Но как только он это начинает делать, остальные крабы его любым способом пытаются затащить обратно в ведро.

Меня радует, что в последнее время тенденция уравниловки меняется и современная молодежь более свободна в своих проявлениях. Честно, я довольно часто раньше сталкивалась с явлением обесценивания. И самое грустное — что долгое время обесценивала себя сама. До сих пор работаю с головой, чтобы достойно нести свой талант. Сейчас я поменяла окружение на более экологичное. Это правильное и важное решение. Теперь я знаю, что любой мой кипишь будет воспринят на ура и найдет поддержку у друзей и знакомых.

На самом деле, когда вращаешься в кругу невероятно талантливых людей, очень легко обесценить свой талант. Но я выбираю учиться и этих ребят, чтобы то, что мне даровано Богом, приумножить и открывать новые грани творчества.

— Расскажите, пожалуйста, о людях, которые Вас окружают. Что для Вас важно в отношениях с этими людьми?

Меня окружают прекрасные люди. Вообще считаю, что один из самых важных факторов счастливой жизни — найти своих людей. Для меня важно, чтобы люди обладали эмпатией, позитивным взглядом на жизнь, поддерживали друг друга, стремились к чему-то большему и лучшему, чтобы понимали и спокойно принимали уникальность каждого человека. Вообще психологический комфорт в общении — это главное, что я ищу в работе. Если мы с человеком не сходимся по жизненным ценностям, я могу отказаться от работы даже с огромным гонораром.

— Что бы Вы хотели посоветовать тем, кто хочет научиться петь или сочинять музыку? Или вообще начать творить.

Первое и главное — просто начать. Прислушаться к тому, чего хочешь на самом деле, что наполняет энергией и радостью твою жизнь. Творчество должно изливаться из человека. Невозможно чем-то делиться из состояния дефицита. Поэтому важно себя наполнять красотой, творчеством других людей, вдохновляющим общением, новыми эмоциями, созерцанием.

Еще важно найти своих проводников и наставников на пути к творчеству. Когда я выбирала, куда пойти учиться после колледжа, я твердо понимала, что именно общение с преподавателями Академии — это самое ценное и уникальное, что я могу получить в жизни. Честно, мне так сейчас не хватает этого общения. Иногда я просто звоню своему профессору композиции Вячеславу Кузнецову, и прошу забежать к нему в класс. Хотя бы на несколько минут. Это невероятно важно в творчестве — поддержка и опыт наставника.

И напоследок я посоветую всем, кто хочет открыть себя в творчестве, не бояться ошибаться. Будьте смелыми! Не бойтесь быть непонятым, непринятым, осуждаемыми. В творчестве нужно как танк идти своей дорогой.

Именно этому научил меня мой профессор. Отстаивать свои идеи и концепции твердо и уверенно. Даже если тебе говорит что-то суперзаслуженный деятель искусств. Будет очень много разных мнений, реакций, попыток людей рассказать вам как нужно на самом деле. Особенно если человек делает что-то уникальное и талантливое.

Главное — быть собой. Быть смелым в том, что ты делаешь, и твердо знать, для чего ты это делаешь.

Соцсети Екатерины Сенкевич
https://vk.com/senkeviches
https://www.instagram.com/senkeviches/
https://www.facebook.com/senkeviches

 

Денис Потрубейко

Хотите опубликовать интервью или статью? Напишите мне!

Оцените автора
Добавить комментарий