Прочел на днях пост на Фейсбуке, буквально, пропитанный ненавистью и презрением к тем, кто с ностальгией вспоминает советское прошлое. По мнению автора, такие люди либо старперы, вспоминавшие светлые моменты своего детства, либо молодые дураки, которые вообще ничего не знают о том периоде. Не могу не прокомментировать такую позицию.
Я, скорее, отношусь к тем, чью детство проходило в доперестроечные времена и перестройку, а юность как раз пришлась на девяностые. Я помню молоко в треугольных пакетах, хлеб-кирпич за 18 копеек и батон за 20, сметану на разлив и первую пепси-колу, появившуюся в магазинах. Помню квас из большой желтой бочки, стоявшей рядом с магазином. Автоматы с газировкой, с сиропом и без, и стаканами, которые ополаскивались там же, в автомате.
Да, это было детство со своими сказками и розовыми единорогами. Я даже помню, как в первом классе мы собирали посылки голодающим детям Эфиопии, тетради, ручки и карандаши. Не знаю, куда пошло все собранное на самом деле, но каждый ребенок был счастлив, что живет в советской стране.
К сожалению, я помню также очередь за водкой, которая в 85 году после начала антиалкогольной кампании тремя слоями опоясывала магазин. Пустые прилавки и десятки жадных рук с талонами и пакетами, рванувшиеся к продавщице за прилавком, которая объявила, что сахар заканчивается.
Разве об этом сожалеют люди, рожденные в СССР? Я так не думаю.
К сожалению, или к счастью, я не жил в СССР по-настоящему. Он кончился вместе с моим детством. Переходное время девяностых пришлось на старшие классы учебу в университете. По большому счету, мне даже жалеть не о чем. Но и игнорировать тот период или считать его ущербным я не могу и не хочу. Там было много хорошего, того, что мы потеряли и уже вряд ли найдем.
В моем детстве не было джинсов, не было компьютеров, видео, сотовых телефонов. Зато было очень много времени, проведенного на улице с друзьями. Было исследование окрестных подвалов и крыш, водоёмов и садов, хождение по кинотеатрам и очень много книг. Именно это я вижу, когда вспоминаю свое детство.
А знаете, чего не было? Не было зависти. У моих друзей всегда было что-то, что что я бы тоже хотел иметь: японский магнитофон, набор юного химика, компьютер. А зависти не было. Я с трудом могу вспомнить, что именно я ел и что носил. Родители говорят, что была жуткая нищета, еду приходилось делать из ничего, а одежду находить по случаю и где придётся. Пусть так. Я был нормально одет и накормлен. А если все же чего-то не хватало, то всегда можно было пособирать пустые бутылки по окрестностям и сдать их. Накопить карманные деньги. А позднее, пойти летом на завод и заработать.
У меня всегда было то, что мне было нужно. Поэтому мне трудно понять людей, которые, возвращаясь воспоминаниями в прошлое, представляют то, чего у них не было. Может быть, не в совке дело?
Сейчас, как бы я не старался вспомнить, чего же мне тогда не хватало, я не могу ничего назвать. Потому что не важно, что у меня было. Мне этого хватало, и я просто не заморачивался. Я всегда знал, или чувствовал, что родители мне дают все, что могут дать. Даже если давали всего лишь ремнем по ж.. по попе. Поэтому к меня даже мысли не возникало и не возникает, что мне что-то не додали. Поэтому до сих пор мне всего хватает.
Есть у меня зарплата и заначка, или нет зарплаты, а есть долги – мне хватает. Это не значит, что мне не к чему стремиться. Просто вещи для меня – просто вещи и ничего больше, средство, а не цель. Я сейчас не только про одежду, но вообще про телефоны, машины, квартиры. Я сыт, одет обут, мне есть где жить. Зачем мне жить только ради того, что уже есть? Почему бы не заняться чем-нибудь поинтереснее?
Никакие материальные ценности не способны заполнить внутреннюю пустоту. Если пусто в душе, если незачем жить, то бесполезно жрать в три горла, все равно не насытишься. Свободы – сколько угодно: кричи что хочешь и где хочешь. Вот только зачем эта свобода?
Да, в СССР было несколько сортов колбасы сомнительного качества, да и то, не для всех и не всегда. Единственное, что было всегда – так это дефицит. Доказательств я не встречал, но очень похоже, что этот дефицит создавался искусственно. У СССР было достаточно мощностей чтобы обеспечить всех, тем более, в рамках тех скудных желаний, которые были у людей в то время.
Зато, как бы странно это не звучало, мир тогда был простой и понятный. И гораздо более дружелюбный. Несмотря на отсутствие выбора чего угодно, возможности иметь собственное мнение или пользоваться туалетной бумагой, люди были счастливее. Не было изощрённого культа потребления. А также не было столько тревоги и депрессии, безотчетного страха перед собственным будущим. Вся жизнь просматривалась на десятилетия вперед. Кто хотел, тот добивался, кто не хотел – просто жил.
«В борьбе обретёшь ты счастье свое! Это не просто советский лозунг. Как оказалось, именно так работает мозг. Человек не может жить в эпоху изобилия, он просто не предназначен для этого. Его единственным смыслом было выживание, преодоление сложностей. Да, были недовольные и раньше, антисоветчики и диссиденты. Но мне почему-то кажется, что в современном мире их намного больше. Это не оправдывает преступления советского режима, но также не дает поливать грязью жизнь многих поколений. Во многом, они были дружнее нас, целеустремленнее, и счастливее.
Ребенок, которому подарили набор оловянных солдатиков, был не менее счастлив чем тот, которому в наши дни подарили айфон. А купленный телевизор в те годы действительно был большим и радостным событием. Знаете, почему? Да потому что позитивные эмоции не зависят от самой покупки, а только от того, соответствует ли покупка нашим ожиданиям или нет. В советское время никто не ожидал чего-то особенного, поэтому радовался всему.
Сейчас звучит странно, но раньше цену печатали на заводе прямо на изделии или на его корпусе. Эта цена действовала по всему СССР дольше, чем само изделие. Возможно, это и нецелесообразно, и не стабильность, а застой. Но это было здорово.
Сейчас же мы живем в мире избыточного изобилия, как великий Нихочуха из мультфильма. Десятая ложка меда в одно лицо уже не радует. Да и первая тоже. Вокруг сотни этих ложек и каждая хочет что-то запихнуть тебе в рот, в мозг, в карман, да куда угодно. А если сложностей вокруг нет, а, наоборот, вокруг семеро с ложкой, которые так и норовят тебя чем-то накормить, только глотай, то и появляются столько вечно голодных невротиков, раздраженных на окружающий мир.
Не правда, что в СССР давали все на халяву. Да, было якобы бесплатное образование, здравоохранение, жилье. Точнее, оно только называлось так, а на самом деле, все это было трижды оплачено трудом. Большинство обычных граждан были воспитаны в уважении к труду и к ненависти к тунеядцам, поэтому даже не рассчитывали что-то получить от государства просто так. Это сейчас халявы сало гораздо больше. Тогда мало кто считал, что государство им что-то должно. В почете была обратная точка зрения: это ты должен государству.
Скажите честно, какая система распределение жилья вам ближе? Так, чтоб была в совке, которая за многолетний добросовестный труд на любом месте, или которая сейчас, для непонятно каких льготников и тех, кто работает в высокооплачиваемой области и может себе их позволить?
Может быть, вы гордитесь тем, что у нас сотни сортов колбасы в магазинах? Думаю, нет. Их не только просто попробовать, их даже посмотреть то все сложно. Не говоря уже о том, чтобы запомнить.
Или вы гордитесь наступившей свободой и демократией? А для чего вам эта свобода? Вы собираетесь менять мир? Сомневаюсь.
Даже стартаперы уже не мечтают его перевернуть. Они не мечтают создать лекарство от рака, дешевую энергию. Многие хотят создать очередную причёсанную копию того, что уже есть и продать. Это – не изменить мир. Это – желание жрать три горла и при этом удивительная способность все равно оставаться голодным.
Так, может быть, дело в самом коне, а не в количестве корма?
Люди, которые действительно изменили мир, не думали о деньгах и о собственном благополучии. Наоборот, они отказывались от карьеры, от отношений, сидели по гаражам и изобретали. Да, это тоже одержимость, одержимость своими идеями и стремлением их воплотить в жизнь. И она сильно отличается от стремления убежать от нищеты и поэтому поглотить как можно больше.
Может быть, хватит бежать от прошлого, и, наконец, отправиться в будущее. А для этого это прошлое нужно просто принять и отпустить.
Прошлое ушло безвозвратно и глупо пытаться за него цепляться. Но также глупо забыть все хорошее, что было раньше, что составляло смысл жизни многих поколений. Просто перечеркнуть и выбросить на помойку, а себя объявить носителем прогрессивных идей.
Вот только я помню, откуда взялись эти прогрессивные идеи. Я помню документальные фильмы, снятые американцами о нас. О том, как они с упоением рассказывали, как бедная и голодная российская молодежь приобщается к американской культуре, американской одежде, образованию и образу жизни.
Я не против достатка и изобилия, я очень даже за. Но я против того, чтобы мерять счастье или несчастье количеством йогуртов, качеством шмоток, или моделью телефона. Я против того, чтобы плевать в свое прошлое. Да, там было много плохого. Это нужно помнить и не допускать. Но было и много хорошего. Было чувство уверенности в завтрашнем дне, стабильности. А главное, было осознание того, что мы – потомки великого народа, победившие фашизм, пережившего войну и избавившее от фашизма другие народы, первым полетевшего в космос. Было чувство гордости за свою страну! Большинство тех, кому меньше 30, или даже 40, даже не помнит, что значит гордится своей страной. И уже тем более, совсем мало тех людей в мире, кто может своей стране доверять.
Я это помню. И 200 сортов колбасы это не заменят. Не увеличит счастье двадцатая игрушка, пятый автомобиль или двенадцатое платье.
Мы уже вторую сотню лет пытаемся все до основания разрушить, а затем … . А затем продолжаем годами жить на руинах и надеется на светлое будущее. Разруха не в сортирах …. .
Принять свое прошлое – это перестать плевать на него, равно как и перестать бездумного восхвалять его. Просто ценить все то хорошее, что было в нашем прошлом, сознавать все плохое, и двигаться дальше. Своим путем.
В СССР было представлены почти все пороки, что и в современном обществе, только более мелкие что ли. В СССР дети не завидовали своим сверстникам которые жили лучше? Ещё и как! Воровство в школьных раздевалках, угоны велосипедов — было нормой.Это и тогда и сейчас от человека зависит, один завистлив другой нет. Просто СССР было сильное государство и там было больше ограничений для желающих жить за счёт других. Но стоило СССР рухнуть и образ человека общественника и бессеребренника куда то улетучился. Миллионы ранее законопослушных граждан стали жуликами, ворами и даже убийцами. Ну не марсиане ж нам лихие 90-е устроили. Советский человек был не хуже и не лучше нынешнего. Вывод — не может государство воспитать человека, мы такие как мы есть изначально.
Вы говорите неправду — государство может и должно воспитывать человека. «образ человека общественника и бессребреника куда то улетучился» — это кто Вам такое сказал? Большинство как раз порядочных бессребреников остались за чертой бедности после разграбления страны. И ничего сделать не могли против жуликов, воров и убийц. Которых тем не менее было в разы МЕНЬШЕ? «Советский человек был не хуже и не лучше нынешнего», но жил в гораздо более комфортных условиях, когда люди не боялись старости, не боялись потерять работу, когда — при всех имеющихся минусах — люди знали, что живут в справедливом обществе.
Такое ощущение, что Вы с детства знали только теневую сторону — с воровством в раздевалках, угонами велосипедов, детскими комнатами милиции и комиссией по делам несовершеннолетних, раз Ваши воспоминания крутятся вокруг нарушений закона. Мои воспоминания иного толка. Я помню и ценю все то хорошее, что нам дала Советская власть. И уверена — не я одна! Мне жаль Вас!
А , что это вы миллионы советских людей записали в ворье и жулье ,как-то подозрительно.Людям ведь свойственно судить о других по себе.Напрашивается неутешительный вывод для вас….